Продавать бензин будет некому: почему закроется половина заправок

lITiPrbEnXY

Заморозка розничных цен на топливо при росте оптовых может привести к закрытию всех независимых АЗС. Но это еще не все плохие новости: похоже, бензин будет дорожать даже при дешевеющей нефти
Возможным закрытием более чем половины всех работающих в России АЗС и дальнейшим повышением цен на бензин пригрозили представители Независимого топливного союза (НТС). По их мнению, это произойдет в случае дальнейшего роста акцизов, а также из-за повышения оптовых цен на топливо в условиях «замороженных» розничных цен.
В НТС уверяют, что независимые игроки не имеют возможности купить топливо на бирже: его по высоким ценам фактически сами у себя приобретают крупные нефтяные компании, после чего продают на собственных фирменных заправках. А оптовые продавцы ограничивают объемы продаж для независимых АЗС, делая их работу еще более невыгодной и вынуждая повышать цены.

Почему независимые АЗС не выживут?
От вертикальных компаний независимые АЗС отличаются тем, что никак не участвуют в добыче нефти: они покупают топливо на бирже или у оптовиков, после чего продают на собственных заправках, то есть работают как своеобразные магазины. Особенно часто их можно встретить там, где крупным игрокам работать не интересно из-за недостаточного для них спроса. Например, в небольших отдаленных городах и селах.
По данным НТС, с точки зрения инфраструктуры доля независимых АЗС на рынке составляет около 60%. Так, около 15 тыс. заправок приходится на независимые точки, а 10 тыс. — на крупных игроков. По объемам продаж на независимые АЗС приходится 30%, и 70% продают крупные нефтяные компании с известными брендами.
В настоящее время, согласно решению правительства, для стабилизации цен на топливо розничные цены разрешено поднимать на уровень не выше +4% от индикативных значений мелкого опта.
«Если разница будет выше — есть прямое указание на проверку независимой розницы ФНС, ФАС и другими надзорными органами. Ни один бизнес не сможет выжить при маржинальном покрытии в 4%. Этого хватит только на то, чтобы доставить топливо до АЗС и оплатить банкам эквайринг. И если вертикально интегрированные нефтяные компании еще могут компенсировать убытки розницы за счет экспорта и оптовых продаж, то независимым АЗС остается только замотать шланги и покинуть рынок», — заявил руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
По его оценке, при текущих условиях работы все независимые АЗС, то есть примерно 60% от всего количества заправок в России, могут закрыться в ближайшее время. В таком случае имеющихся АЗС крупных компаний хватит на то, чтобы обслуживать порядка 20 млн автомобилей в России, в то время как автопарк достигает 50 млн автомобилей. Что, в свою очередь, только подтолкнет дальнейший рост цен на топливо.

Подробнее о нашем магазине запчастей Ваз здесь